RU EN
Изотерапия

Цель:
Стабилизация эмоционального состояния  воспитанников средствами  творческого самовыражения.

Прогнозируемый результат:
Уменьшение факторов риска нарушения психологического равновесия воспитанников на   этапе адаптации к кадетскому корпусу.

Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". Рисунок для детей является не искусством, а речью.  У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что изотерапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения. Рисуя, Ребенок попадает в атмосферу, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.

Из всех способов изотерапия  имеет самый широкий  спектр показаний:

  • Искажённая, дисгармоничная самооценка
  • Низкая степень самопринятия
  • Негативный образ «Я»
  • Стрессовые состояния
  • Неудовлетворённость семейной ситуацией
  • Трудности эмоционального развития (у взрослых и у детей)
  • Агрессивность (детская и взрослая)
  • Страхи (у людей любого возраста)
  • Импульсивность
  • Повышенный уровень тревожности
  • Депрессия
  • Чувства эмоционального отвержения
  • Одиночество
  • Враждебность к окружающим
  • Неадекватное поведение
  • Ревность
  • Нарушение отношений с близкими людьми
  • Конфликты в межличностных отношениях
  • Нарушенная адаптация (психологическая помощь младшим школьникам)

Позитивные моменты изотерапии:

  • Позволяет выявить проблемы или фантазии, которые в силу каких-либо причин трудно обсудить вербально.
  • Работа над рисунком – самый безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций.
  • Рисунок помогает развивать чувство внутреннего контроля.
  • Изотерапия создаёт условия для экспериментирования со зрительными и кинестетическими ощущениями.
  • Способствует развитию эстетического опыта, творческому самовыражению, совершенствованию художественных способностей в целом.
  • Понижает уровень утомления, связанный с обучением в школе.
  • Создаётся атмосфера взаимного принятия.
  • Происходит самораскрытие человека через  спонтанное творчество.
  • В процессе работы улучшаются межличностные отношения участников изотерапии.

Критерии оценки эффективности:

  • снижение уровня тревожности и агрессивности
  • эмоциональное благополучие
  • развитие творческих способностей и коммуникативных навыков 
  • успешная адаптация воспитанников к условиям школы-интерната

 Основные методы  работы:
На начальном этапе обучения наглядно разбирали методы работы с детьми, вели короткие информационные блоки.
Никаких обычных длинных лекций, только практичные и необходимые вещи.

1. Беспредметная живопись
2. Графическая сюжетная композиция
3. Аппликация (коллаж)
4. Свободная абстракция

Занятия проходили в условиях студийной работы и включали три этапа:

1. Этап освоения символическими средствами цвета
2. Этап художественной экспрессии
3. Этап внутригрупповых процессов и отношений.
Работа была направлена на овладение символическими средствами живописи, развитие средств самопознания, на развитие уверенности, снижение остроты внутреннего дисбаланса.                                    

Методики
Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок
Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.
 Предпринимаются действия, направленные на то, чтобы ребенок делился своими ощущениями, возникающими при рисовании. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя.