RU EN
Шкарабейникова И.А.
  

Шкарабейникова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы первой категории

стаж 17 лет

shkarabeinikowa.i@yandex.ru  

I.     Общественное признание учебных результатов

Русский язык и   литература  – прежде всего инструмент нравственного воздействия. Уроки русского языка и  литературы  способствуют формированию духовно-нравственных ценностей, расширению кругозора учащихся, формированию навыков исследовательской деятельности. 

Основной акцент своей  деятельности ставлю на развитие  индивидуальных способностей каждого ученика, формирование творческой  личности.

Награды в сфере образования, полученные в 2012 – 2013 годах:

1. Благодарственное письмо департамента образования Томской области за активное участие в IV областном конкурсе проектно-исследовательских и реферативных работ обучающихся школ, лицеев, гимназий и кадетских корпусов Томской области «Исследовательский дебют»

2.Грамота за многолетний труд и качественную успеваемость по итогам 2011-2012 учебного года от администрации ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус»

3.Диплом «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, представленных в рамках проекта.

На своих уроках Ирина Анатольевна приобщает учащихся к богатствам художественной литературы, воспитывает эстетический вкус, осуществляет нравственное воспитание через умелое сочетание различных видов организации учебной деятельности учащихся, решении проблемных ситуаций, создание творческих проектов.

     На основании опроса  и анкетирования родителей (законных представителей), проведенного в 2012 – 2013 годах рабочей группой (педагогом, администрацией, педагогической общественностью) образовательного учреждения констатированы факты положительной динамики интереса обучающихся к предмету:

Положительная оценка общественностью высоких учебных и метапредметных результатов обучающихся, качества их творческих работ подтверждается:

1.Сертификат участника в конкурсе «Малая Родина – центр Вселенной» (НФ «Пушкинская библиотека», Москва, 2012 г.)

2.Сертификат участника областного конкурса творческих работ «Вековая мудрость сказок и легенд земли Сибирской» (ТРОУ МЦС «ЭтноСибирь», Томск,2012г)

3.Благодарность от лица обучающихся 11класса ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» и их родителей учителю русского языка и литературы, классному руководителю (Северск,2012г.)

4.Благодарность от лица родителей 8«в» класса ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» учителю русского языка и литературы (Северск, 2013 год)

II.  Общественное признание работы по приобретению обучающимися позитивного социального опыта.

Учитель активно работает  над обогащением позитивного социального опыта учащихся школы-интерната. 

Целью этой деятельности учителя является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося.

В этом направлении профессиональной деятельности можно выделить следующие задачи: 

  • участие в самоуправлении класса, школы; 
  • участие в социально-направленной деятельности; 
  • участие в социальных проектах;  

Ирина Анатольевна  является классным руководителем в течение 17 лет. Ей удаётся  построить  доверительные отношения в классном коллективе, создать благоприятные  условия для развития личности ученика, формирования мотивации к личностным достижениям, успешной социализации выпускника  в современном обществе.

Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяют каждому ученику проявлять себя личностью: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом со сверстниками; поддерживать других; оценивать себя и окружающих.

Непрерывно работая над нравственным воспитанием учащихся, Ирина Анатольевна подготовила и провела внеклассные мероприятия по следующим темам:

·         Литературно-музыкальная композиция «Герои войны 1812 года»;

·         Литературная гостиная «Великие  имена мировой литературы»;

·         Литературный вечер «В гостях у Рождества»

Опыт социализации приобретается и через научно-исследовательскую, поисковую деятельность, работу школьников в сети Интернет. Обучающиеся Ирины Анатольевны принимали участие во всероссийском конкурсе «Малая Родина – Центр Вселенной» Результатом работы явилось создание блога команды на сайте  Чтение 21 (http://chtenie-21.ru/moikrai/participants)   Ежегодно на областном конкурсе проектно-исследовательских и реферативных работ обучающихся школ, лицеев, гимназий и кадетских корпусов Томской области «Исследовательский дебют» Ирина Анатольевна выступает куратором проектов.  (2010г,  2011г., 2012г.). В настоящее время учитель совместно с обучающимися 8 класса создаёт сайт класса.

III.             Внедрение инновационных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса и оценивания современных образовательных результатов.

Ирина Анатольевна владеет современными образовательными концепциями обучения и реализует их на практике, использует как полностью, так и частично  элементы разных образовательных технологий: групповая работа в классе; система развивающего обучения  с направленностью на развитие творческой личности; разноуровневое обучение; личностно-ориентированное развивающее обучение, исследовательские технологии, игровые.

Ирина Анатольевна имеет высокий уровень предметно-методической подготовки: владеет приемами целеполагания и прогнозирования педагогических результатов, умеет отбирать учебный материал по предмету при организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Ирина Анатольевна владеет диагностическим инструментом исследования и самооценки педагогической и профессиональной деятельности. В своей работе она использует контрольные работы, срезы, тестирование, практические самостоятельные работы, зачеты, индивидуальное собеседование, дифференцированные задания.

При организации образовательного процесса в школе на первый план выходит такая технология организации деятельности, как проектная деятельность. Исследовательская деятельность способствует формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, развитию интеллектуального потенциала учащихся, формированию языковой коммуникативной культуры школьников, воспитанию подлинно свободной личности – всё это соответствует приоритетным направлениям современной системы образования.

В основе педагогического опыта Ирины Анатольевны  лежат следующие педагогические технологии:

1. Технология проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся  по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение предметными знаниями,  формирование навыков, умений и развитие мыслительных способностей.

2. Групповые технологии.

3. Технология индивидуализации обучения.

4. Технология мастерских.

Мастерская – это способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Основные этапы организации учебной исследовательской деятельности школьников в урочное и внеурочное время разработаны на основе т занятий,  включающей специальные мастерские, на которых школьники учатся: а) работать на  первом этапе, этапе восприятия; б) работать с гипотезой; в) понимать текст; г) выполнять критический анализ; д) ставить опыт, отбирать для опыта материал, формулировать задачи, делать наблюдения, описывать результат; е) выполнять сравнение, обобщение.

5. Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

В процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как  познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы; урок литературы  - это не аргументы и факты, а открытия; совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

На сайте   Чтение 21   http://chtenie-21.ru/moikrai/participants/541  опубликованы результаты поисково-исследовательской деятельности обучающихся Ирины Анатольевны  ( статьи, создана виртуальная карта путешествия

https://maps.google.com/maps/ms?msa=0&msid=215381589771444239307.0004cefb8d05b8b123fde)

IV.   Оценка эффективности использования инновационных технологий и их влияния на высокие результаты образовательной деятельности.

Анализ результатов функционирования кадетской  школы-интерната за  5  лет позволили выявить проблемы, требующие решения с научно-педагогических и социально-психологических позиций. В связи с этим возникает необходимость системного и перспективного выстраивания развивающейся системы образования в школе-интернате, потребность в координации усилий воспитательной и обучающей систем, в оптимизации управления, в разработке критериев оценки эффективности развития.

Диагностика состава детского контингента школы-интерната показывает, что в общем составе преобладают дети из социально  неблагополучных семей. Как следствие, школьники из этих семей сами являют­ся неблагополучными (или "трудными"). Так, анализ   анкеты, поведенной среди педагогов кадетской  школы-интерната, позволил обозначить  негативные явления, распространенные среди воспитанников школы-интерната: курение, отсутствие критического отношения к себе,  несамостоятельность в делах и поступках, отсутствие своего мнения.

При этом в кадетской  школе-интернате имеется положительный  опыт образования «неблагополучных» детей. Для накопления  знаний  учащимися и повышения их культур- ного уровня  необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Для достижения результатов в  образовании и воспитании кадет Ирина Анатольевна использует различные формы и методы обучения : опорные конспекты, зачеты, диктанты, кроссворды, практические и творческие  работы, консультации. Немалое место в  работе занимают педагогические технологии. Одним из направлений модернизации системы  образования является внедрение инновационных технологий и мультимедиа. Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы  не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития  способностей учащихся:

  • повышает мотивацию учащихся к учению;
  • активизирует познавательную деятельность;
  • развивает мышление и творческие способности ребёнка;
  • формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Проводимые Ириной Анатольевной  уроки с использованием инновационных технологий позволяют включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у школьников интерес  к предмету и к процессу учения. Ребята с удовольствием и успешно принимают участие в школьных, городских, областных, всероссийских  олимпиадах,  конкурсах, научных конференциях, готовят и защищают проекты.

Эффективность апробации используемых Ириной Анатольевной  инновационных технологий обучения можно оценить с помощью следующих показателей:

  • результаты учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях;
  • стабильные показатели обученности по предмету;
  • Внедрение инновационных технологий индивидуализирует обучение, позволяет развивать активно - деятельностные формы работы.

Ирина Анатольевна активно работает в системе дистанционного обучения. В её блоге на  сайте  http://dnevnik.ru/user.aspx?user=1000000538088&view=blog  размещаются статьи для обучающихся и их родителей, публикуются презентации к урокам, разработки открытых мероприятий.

V.Признание результатов работы учителя профессиональным сообществом.

Ирина Анатольевна является руководителем школьного методического  объединения учителей гуманитарного  цикла с 2008 года. Прекрасный учитель, обладающий высокой культурой педагогического и методического мастерства, тонким пониманием детской психологии,  Ирина Анатольевна увлекает педагогов  проблемным построением своих занятий, основательностью изложения сложных вопросов современной методики, постоянным  обращением к передовому педагогическому опыту, нацеленностью на решение актуальных задач повышения эффективности и качества образовательного процесса в корпусе.

Педагогический опыт был представлен на Методическом совете корпуса, размёщен на сайте корпуса.

VI. Обеспечение непрерывности профессионального образования.

У Ирины Анатольевны сложилось творческое отношение к профессии, людям, событиям, себе. Она постоянно повышает свой профессиональный уровень. В 2009 г. обучалась на курсах при РЦРО по теме «Проектирование Основной образовательной программы старшей ступени общего образования в условиях перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт». В 2009г. прошла курсы при ТОИПКРО по теме «Художественный текст в аспекте диалога культур». 

2013-2014 гг.:

Учитель является руководителем ШМО учителей гуманитарного цикла.

  1. Обучается в ТГПУ в магистратуре.
  2. Подготовила выступление и презентацию по теме «Диалог».
  3. Приняла участие в организации «литературной гостиной».
  4. Приняла участие в олимпиаде «Русский медвежонок».
  5. Учащийся 9 класса стал призером муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
  6. Учащийся 9 класса Худяков А. занял 1 место во всероссийской олимпиаде по русскому языку проекта «Инфоурок», ученик Гвоздев И. занял 2 место во всероссийской олимпиаде по русскому языку проекта «Инфоурок».
  7. Ученик 9 класса Рашевский В. стал призером международной олимпиады по литературе «Videouroki.net».
  8. Выступила руководителем исследовательской работы «Почему я кадет?» А. Иванова (11 класс), (диплом за 3 место в Областной конференции «Исследовательский дебют», сертификат участника международной конференции «Качество образования – стратегия XXI века»).
  9. Руководитель реферативной работы «Пословицы немецкого и русского языка» В. Мясникова (8Б), грамота областной конференции «Я и мои ценности».
  10. Выступление на XVIII Международной конференции «Наука и образование».
  11. И.А. Шкарабейникова награждена Благодарственным письмом за организацию и проведение X Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие» в «Северском кадетском корпусе».
  12. Награждена Почетной грамотой «Северского кадетского корпуса».

 

2014-2015 гг.:

Учитель является руководителем ШМО учителей гуманитарного цикла.

 

  1. Обучается в ТГПУ в магистратуре.
  2. Организация участия кадет в олимпиаде «Русский медвежонок»,
  3. Организация участия кадет в школьном этапе ВСОШ по русскому языку и литературе
  4. Организация участия кадет в конкурсе Чтение 21 век «Книга соединяет столетия» г. Москва (2 участника).
  5. Организация участия кадет в конкурсе УРФОДУ по русскому языку (призер 1 этапа)
  6. Организация участия кадет в международном блиц-турнире «Новый урок» по литературе и русскому языку (2 победителя).
  7. Организация участия кадет в заочном туре Х Многопрофильной олимпиады «Аксиос», г. Москва (Литература и русский язык) (2 участника)
  8. Организация лингвистической кругосветки «У камина в Рождество».
  9. Публикация статьи в  журнале «Вестник ТГПУ» « Потенциал использования метода case-study для формирования коммуникативных компетенций школьников»