RU EN
Новости
05 мар 2019
Взаимодействие Северского кадетского корпуса и ТОКМ
Томский областной краеведческий музей и Северский кадетский корпус сотрудничают в рамках реализации проекта «Центр прикладной истории «Со-Действие» (реализуется при финансовой поддержке благотворительного фонда М. Прохорова). Кадеты стали одной из групп, которые будут работать по программам модулей «Моя семья и все-все-все» и «Беседы об истории». 22 и 24 октября состоялись теоретические занятия, посвященные особенностям городской и сельской архитектуры (провели сотрудники музея Т.Ю. Назаренко и Е.И. Доровенчик), а 24 и 26 октября – однодневные экспедиции в пос. Сосновый бор и с. Кузовлево, с целью закрепить теоретические знания на практике и собрать темы для самостоятельных краеведческих исследований кадет. Руководили обследованиями сотрудники музея Т.Ю. Назаренко и М.Г. Лоскутова и педагог Северского кадетского корпуса Д.В. Скуратов.
Работу в «Центре прикладной истории «Со-действие» планируется вести с различными аудиториями. Действительно, краеведению все возрасты покорны. И первым, кто откликнулся на предложение принять участие в работе Центра оказался наш старый, проверенный партнер по проекту «Сибиряки вольные и невольные» - Северский кадетский корпус.
Не будем скрывать – многое из того, что будет транслироваться на более широкую аудиторию в рамках работы модуля «Моя семья и все-все-все», обдумывалось и впервые проводилось с ними.
Первые кадеты - волонтеры проекта «Сибиряки вольные и невольные» уже окончили обучение в корпусе (а один – Иван Плотников - даже выбрал в качестве своей будущей профессии профессию музейного работника и поступил на кафедру музеологии ИИК ТГУ), и пришли новые. Это учащиеся 8 класса, и впереди у нас – четыре года сотрудничества. Часть занятий для слушателей будут прежние, отработанные на старших товарищах (рассказ о том, как собирать родословную и работать с устноисторическими источниками, методика обследования сельских населенных пунктов и кладбищ), а часть – принципиально новые. Потому что каждый новый набор слушателей – это новые интересы, новые исследовательские темы.
В рамках курса уже состоялось четыре события в рамках модуля «Беседы об истории». 22 октября сотрудник Томского областного краеведческого музея Назаренко Т.Ю. провела в корпусе занятие по методике обследования сельских населенных пунктов. Она рассказала, какие бывают типы традиционных домов, типы планировки, какую информацию можно собрать, просто гуляя по улицам села или деревни, и завернув на сельское кладбище. Делалось это не просто так, для расширения кругозора, а в преддверии будущей учебной экспедиции в пригородное село Кузовлево.

  
Программа «Семейные АзБуки» Тольяттинского краеведческого музея (авторы Л.В. Черняева, А.В, Смирнова, М.Н. Желтикова) рекомендует для второго занятия тему «Город как отражение «картины мира» исторической эпохи». Сразу оговорюсь, программу я нахожу хорошо продуманной, но жизнь корректирует самые стройные системы.
Дело в том, что кадеты 7 класса Северского кадетского корпуса – ребята из разных населенных пунктов. Кроме того, город Северск – молодой, ему только в этом году исполнится 70 лет. Проблема невелика – рядом, менее чем в часе езды Томск. В нем хватает и старого и нового. Но зимой, особенно в морозы за - 30 экскурсию проводить неудобно. И мы решили внести коррективы в программу и взять тему «Здравствуй, советский предок!» 
Игра была рассчитана более чем на 2 часа, а в распоряжении кадет – час (правда, не академический, а полный. В завершение всего потребовалось учесть особенности аудитории. События советской истории в школе изучают позже. И знания ребят о советской истории, как правило, сосредотачиваются на времени Великой Отечественной. Так что разговор о прошлом нашей страны еще на прошлом занятии выглядел как перевод «с русского на русский».
Собственно, на этом и строилась переработка предложенного занятия. Сначала мы поговорили о том, насколько меняется со временем все. Посмотрели два документа: один конца XVIII века, а потом – начала ХХ. Если чтение второго особого труда не вызвало, то первый не смогла прочесть даже классная руководительница.
Потом перешли к изменению смысла слов. В середине XIX века слова «причт церкви уничтожен» означают совсем не то, что думают люди ХХ века. (Обветшавший храм в Нарыме закрыли, а «уничтоженный» причт продолжил службу в другой церкви города). Также этот причт совершал службы «по собственному произволу» в кладбищенской приписной церкви. Тогда это слово не имело негативного смысла «самоуправство», а означало только «по мере надобности, по усмотрению». (Оба примера – из Клировых ведомостей Нарымских церквей).
Разобрали два примера из историй, хранящихся в копилке проекта «Сибиряки вольные и невольные». В одном случае бывшая колхозница рассказывала, как трудно было работать на свиноферме, как боялась она, что за погибшего поросенка снимут трудодни, а потом завершила свой рассказ: «Ну, надоела мне ночная работа, свиньи эти – и вышла я замуж!».
Про трудодни кое-кто из кадет знал и объяснили, что это такое, а вот на счет связи замужества с надоевшей работой - не догадались. Колхозница не пояснила, что муж был человек городской, и уехать из деревни в город, легально получить там паспорт она иначе не могла. Зато о том, что еще не слишком давно женщин в брюках не пускали в университеты и библиотеки знали многие.
Разобрав эти и другие примеры, перешли к первым годам советской власти. Прослушали «Интернационал». Стоя, кадетам не надо объяснять, как следует слушать гимн государства. Поговорили на установку к переменам и на борьбу. Пришлось объяснить значение жеста «рот-фронт» (более молодая классная руководитель Акуличева Л.А. уже не помнила старого комсомольского приветствия, а ведущая Назаренко Т.Ю. его помнила, но воспроизвела не совсем точно).
  
НОВОСТИ
Все новости
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
ПОИСК
КОНТАКТЫ